Ассоциация "Мицва"
Сайт создан при поддержке Джойнта
 
Главная страница
 
Напишите нам!
Switch to English/Английская версия
  Поиск
 
В конец страницы
В конец страницы

УРОКИ РАВА ШЛЕЗИНГЕРА

Заметки с семинара руководителей религиозных программ Хэсэдов Казахстана

  Очередной семинар координаторов религиозной программы Хэсэдов Казахстана, под руководством рава Меира Шлезингера, начался 19 июля в Алматы. Семинар был посвящен методам преподавания книги "Брейшит" - первый из запланированной серии семинаров методического направления. Почетными гостями семинара стали региональный директор JDC Макс Визель и президент Ассоциации "Мицва" Александр Барон.

   Темой семинара избрали "сипурим" - рассказы Торы о жизни праотцев еврейского народа. Как сказал рав Шлезингер, в ТаНаХе "есть много истории, но это не учебник истории". Существуют многочисленные подходы к "сипурим", в них можно найти материал для политического, психологического и любого другого анализа, но это не главное. У Танаха есть цель: показать появление первой еврейской семьи (и еврейского народа в дальнейшем) как результат новой Б-жественной стратегии в отношении человечества. Этот путь требует разрешения множества проблем. Авраам появляется после двух крупных ошибок человечества, связанных с потопом и строительством Вавилонской башни. Главное качество Авраама - доброта, милосердие (хесед). Но можно ли создать еврейский народ с помощью одного хеседа? Авраам бесконечно добр к людям, он с трудом ограничивает свою доброту. Например, Авраам заключает, даже вопреки Б-жественной воле, союз с Авимелехом - и уже в следующих стихах ТаНаХ рассказывает об акедат Ицхак - жертвоприношении Ицхака, самом тяжелом испытании Авраама. Ицхак не похож на Авраама, он не путешествует, ограничивает себя, слепнет к старости. Его главное свойство - способность управлять своими чувствами, самоограничение, даже героизм (гвура). Но хорошего качества всегда должно быть в меру. Яаков же, ставший Израилем, воплощает синтез этих качеств. Яаков - это "меркава Шхина", проводник Б-жественной идеи. Только за счет одного, пусть и очень ценного качества, невозможно создать еврейский народ.

  Эта тема очень интересно преломилась в разговоре о нашей работе в хеседах. Прозвучало мнение, что занятия религией лучше проводить отдельно, вне хеседа, подальше от бытовых проблем - например, у кого-то дома, если в городе нет синагоги. Рав Меир так переформулировал вопрос: "Что нужнее - иудаизм для "чемпионов" или иудаизм для миллионов? Главную опасность для евреев сегодня представляет ассимиляция. Конечно, без группы идеалистов, глубоко занимающихся иудаизмом, никакой серьезной работы не будет. Но сможет ли такая группа (или группы) сохранить еврейство как народ? Нужно дойти до многих людей, действуя через разные еврейские организации, через их сотрудников - только таким образом влияние иудаизма поможет решить проблему. В том, что евреи мыслят не одинаково, проблемы нет. Рав Меир обратил наше внимание на такой парадокс. Зачастую человек бывает доволен, когда другие люди внешне выглядят не так, как он. Однако тот же человек редко бывает доволен, когда люди ведут себя не так, как он. Но почему!? Быть соратниками - это вовсе не значит быть единомышленниками!

   Трудно понять многие главы из истории праотцов. В рассказе об акеде нет Сары - но почему? Почему Ицхак предпочитал Эйсава? Благословение Ицхака Яакову - важное событие в жизни семьи. Как же такое событие могло произойти на основе обмана? Зачем Яакову понадобилось четыре жены? Знал ли Яаков о продаже Иосефа? Иосеф прощает своих братьев, сказав, что "Б-г повернул зло к добру". Но снимает ли это ответственность за зло? Эти и еще множество других вопросов были предметом обсуждения на семинаре. Рав Меир Шлезингер, стремясь максимально достичь цели семинара, приводил множество интересных и поучительных примеров, задающих все новые аспекты еврейской жизни, раскрываемые в Торе. Я приведу здесь только один пример. Речь шла о мидраше как способе комментирования Торы. Мы разбирали эпизод, когда Иосеф, уже после смерти Яакова, плачет, разговаривая со своими братьями (Брейшит 50:15-20). Почему он плачет? Иосеф плачет оттого, что думает, что Яаков знал о его продаже в рабство и подозревал, что он не сможет простить своих братьев. И здесь кто-то вспомнил о романе Лиона Фейхтвангера "Иосеф и его братья". Можно ли считать этот роман разновидностью комментария? Нет, ответил рав Меир. Чтобы назвать текст комментарием, нужно учитывать авторитет самого комментатора. Но этот роман написан под влиянием Торы. Тора оставляет место для романов, и в этом тоже ее красота!

   В завершение семинара с подачи рава Шлезингера было принято решение о разработке курса для дистанционного еврейского образования "Введение в еврейскую традицию". Думаю, этот курс должен вобрать в себя те уроки иудаизма, которые за эти годы мы получили от нашего рава.

   И еще один маленький сипур из семинара. Один ныне нерелигиозный ученик рава Меира как-то в шутку сказал ему: "Ты угробил мне жизнь. Если бы не ты, я, перестав быть религиозным и бросив исполнять заповеди, получал бы от этого удовольствие. А сейчас я религиозным быть перестал, но никакого удовольствия от этого не получаю!" Рав Меир и этот человек остаются друзьями. Добавим: и, разумеется, евреями.

Александр Абрамович

В начало страницы
В начало страницы
 
актобе алматы астана караганда кокшетау костанай павлодар петропавловск
cемипалатинск тараз уральск усть-каменогорск шымкент кзыл-орда атырау актау