Ассоциация "Мицва"
Сайт создан при поддержке Джойнта
 
Главная страница
 
Напишите нам!
Switch to English/Английская версия
  Поиск
 
В конец страницы
В конец страницы

УРОКИ РАВА ШЛЕЗИНГЕРА

  Очередное заседание семинара координаторов религиозных программ Хэсэдов Казахстана под руководством одного из ведущих раввинов, возглавляющего отдел Джойнта, рава Меира Шлезингера, состоялось 27-29 октября. Семинар был посвящен еврейской молитве - составу и структуре традиционных молитв, истории их становления, законам и правилам, связанным с молитвой. В обсуждении принял участие региональный директор Комитета "Джойнт" Макс Визель. Участниками семинара стали координаторы религиозной программы 11 Хэсэдов Казахстана, а также представители Киргизии - Александр Марголис и Борис Брагинский (Бишкек).

  Что такое еврейская молитвенная традиция?

  В Торе сказано: "Служи Господу, Б-гу твоему, всем сердцем твоим" (Шмот, 23:25). Этими словами Тора дает нам заповедь ежедневно молиться Б-гу, ибо "служение сердцем - это молитва". Молитва должна быть построена следующим образом: сначала прославление Б-га, затем наши просьбы к Нему, в завершение наша благодарность Создателю. Конкретный порядок и текст молитв был установлен Мудрецами.

  В древности молитвы читали как в Храме, так и вне его. Каждое утро в Храме читали три отрывка "Шма", благословения перед "Шма" и после него, коhены благословляли народ. Читались как молитвы, связанные с принесением Храмовых жертв, так и дополнительные молитвы, говорящие о нуждах всего народа Израиля. Из них постепенно сложились современная общественная, а затем и индивидуальная молитвы. После того, как Первый Храм был разрушен и народ был изгнан в Вавилонский плен, Мудрецы увидели, что новое поколение евреев затрудняется выразить свои просьбы к Богу. И поэтому Великое Собрание - Санhедрин эпохи Второго Храма - установило молитву "Амида" из Восемнадцати благословений (сегодня их девятнадцать). Для Субботних, Праздничных и Дополнительных (Мусаф) молитв было постановлено, что три первые (Прославления) и три последние (Благодарения) благословения остаются на месте, а серединные "просьбы" заменяются на "Освящение дня" - одно особое благословение, посвященное данному праздничному дню.

  Мудрецы Великого Собрания установили, что ежедневные молитвы должны быть постоянными, а именно - три молитвы каждый день: "Шахарит"  - "утренняя", "Минха" - "послеполуденная" и "Маарив" (или "Аравит") - "вечерняя". Всю эпоху Второго Храма молитва "Амида", она же "Шмоне Эсре'", читалась параллельно Храмовой службе. После разрушения Второго Храма было признано, что молитвы, пока не будет восстановлен Храм, временно заменяют собой жертвоприношения.

  Поскольку, когда не стало объединяющего евреев центра, возникла опасность потери единой для всех формы молитвы, рабан Гамлиэль Второй, Наси (глава) Санhедрина в Явне в начале 2 в. н.э, решил восстановить исходный текст молитвы "Амида". Комиссия сверила все имевшиеся в то время варианты молитвы и восстановила текст, установленный Мудрецами Великого Собрания. Были добавлены просьба о восстановлении Храма, просьба о восстановлении правосудия и т.п. Предложения комиссии были приняты и текст, утвержденный рабаном Гамлиэлем, стал общепринятым.

   Канонизация текста молитвы никоим образом не означает, что молящемуся следует просто повторять знакомый текст. Наоборот: понятию "хидуш тфила" - "обновление молитвы" - придается большое значение; для полноценной молитвы требуется, чтобы в ней всегда было нечто новое. Один из возможных путей "обновления молитвы" состоит, например, в том, что во время молитвы молящийся, кроме общей просьбы за весь еврейский народ, вспоминает также о своих конкретных реальных нуждах и мысленно просит помочь ему в решении этих проблем.

   Существует несколько принятых в разных общинах молитвенных канонов - нусахов. Каждый еврей имеет право молиться в соответствии с обычаем, принятым в его общине. Рав Меир Шлезингер пояснил эту мысль следующим небольшим рассказом.

  Однажды в своей родной синагоге рав Меир обратил внимание на плачущую женщину. На вопрос, почему она плачет, она ответила: "Я услышала, как ты молишься, и вспомнила о своем умершем отце. Он молился точно так же, как и ты". Из дальнейшего разговора выяснилось, что ее отец был кантором в этой самой синагоге. Синагоге, в которую рав Меир пришел когда-то маленьким мальчиком (он живет в Израиле с 1933 года) и где со временем привык молиться так, как молился этот кантор.

  Для большинства из нас до сих пор еврейская молитва являлась скорее теоретическим разделом еврейской традиции, нежели практическим: в большинстве городов Казахстана синагог пока нет, а традиции индивидуальной молитвы давно утеряны. Тем не менее, проведя на семинарах рава Шлезингера достаточно много времени, мы морально "созрели" для восприятия важности этой части традиции. Что с успехом подтвердил прошедший семинар. В принципе, каждый из нас много раз держал в руках сидур и пользовался им, поскольку любое ритуальное действие, как известно, сопровождается специальным благословением. Но приступить к познанию еврейской молитвы по-настоящему глубоко нам удалось только сейчас, на семинаре.

   Молитву Минха в последний день семинара мы провели в Центральной синагоге Алматы, где рав Эльханан Коэн прочитал нам лекцию о еврейской традиции, а руководитель группы "Хевра Кадиша", участник семинара Леонид Малахов познакомил с технологией своей работы и провел экскурсию для тех, кто оказался в синагоге впервые.

   В каждый из трех дней семинара мы совершали совместно в равом Шлезингером общественные молитвы Минха и Маарив. В завершение семинара рав преподнес каждому участнику великолепный подарок - приобретенный им в Израиле комплект: тфилин, талит гадоль, сидур "Шма, Исраэль", Хумаш, мезуза, и, наконец, свиток Торы - основу основ еврейской традиции. Нельзя переоценить роль прошедшего семинара в становлении религиозной программы Хэсэдов РК; по общему признанию, этот семинар стал лучшим.


Александр Абрамович

В начало страницы
В начало страницы
 
актобе алматы астана караганда кокшетау костанай павлодар петропавловск
cемипалатинск тараз уральск усть-каменогорск шымкент кзыл-орда атырау актау